Вітаю Вас Гість | RSS

П`ятниця, 26.04.2024, 06:44

Пошук
Меню сайту
Реклама

Выбор профессии


Водитель автотранспортных средств категории "В" и "С"

Секретарь-машинистка

Швея

Подготовка молодежи к выбору профессии в современных условиях

 Сознательное отношение к выбору профессии мы понимаем как мотивированный деятельность учащейся молодежи, направленную на ознакомление с содержанием профессии, практическую апробацию своих возможностей, овладения активными способами подготовки к будущей работе, самовоспитание профессионально важные качества.

 Проблема формирования у учащихся сознательного отношения к труду и выбору профессии еще недостаточно изучена педагогической и психологической наукой.  Категория''отношения "в научной литературе многими учеными трактуется по-разному.

 Да.  А. Маркова считает, что отношение - цс внутренняя позиция в оценке окружающей деятельности, другого человека, самого себя.

 По мнению Н. Морозовой, отношение является видом интереса, ниже его этап.  Оно представляет собой почву, на которой формируется настоящий интерес.  Возникновение отношений Н. Морозова совмещает с переживаниями, связанными с объектом, деятельностью.

 Таким образом, знания, содержание является побудительной силой, выражающей отношение мотива к непосредственному действию.

 Относительно проблемы профориентации сознательное отношение учащейся молодежи к выбору профессии возникает на основе осознанности социальной и личной значимости профессии.

 К осознанию социальной роли проблемы выбора профессии принадлежит понимание учеником связи выбора профессии с общей проблемой ускорения социально-экономического развития страны, повышением производительности труда, обеспечением всех отраслей народного хозяйства стабильными кадрами, которые способны своей деятельностью развивать рыночную инфраструктуру.

 Особенностью выбора профессии в современных условиях является направленность на профессии экономического, а также юридического направления.  Поэтому сейчас большинство вузов открывают экономические факультеты, кафедры, а частные вузы - преимущественно проводят подготовку специалистов по экономическим дисциплинам как стационарной формы обучения, гак и экстерната.  То есть идет процесс: платите деньги-диплом получите.  В то же время ни один частный вуз не осуществляет подготовки специалистов по инженерным профессиям, потому что они сегодня-непрестижные, хотя и очень нужны.

 Сознательное отношение к выбору профессии - это, прежде всего, наличие необходимых знаний.  К таким, в первую очередь, следует отнести системные знания о различных сферах человеческой деятельности, виды и типы профессий, их содержание.

 Профориентационная направленность молодежи на рыночную экономику прежде всего требует знаний по основам экономики, теории управления менеджмента, деятельности и ориентации в рыночной среде маркетинга, патентоведения, содержания и владения информацией - основ информации и информатики.  Здесь стоит заметить, что каждая профессия требует глубоких профессиональных знаний как основы продуктивного и эффективного труда, и этому не может быть возражений, но знание экономических дисциплин на современном этапе необходимо молодежи в любой деятельности.

 Осознанность знаний предполагает не только понимание различных существенных и несущественных связей, но и путей их получения, способов становления.  Речь идет о методологические знания.  По выбору профессии, это значит научить школьников получать профориентационные знания, а также овладевать способами подготовки к будущей трудовой деятельности в новых формах хозяйствования.  Сознательное отношение к выбору профессии

 предусматривает действенный подход к профессиональному самоопределению.  Это означает, что знания и умения учащиеся должны применять в познавательно-практической деятельности, руководствоваться ими.  Идо в конечном итоге должно привести к обоснованному выбору профессии.

 Таким образом, сознательное отношение к выбору профессии

 - Это мотивированная направленность личности на:
 - Осознание социальной и особиоого значение выбора профессии;
 - Овладение системными профориентационными знаниями;
 - Активные способы подготовки к будущему труду и практическая апробация своих возможностей;
 - Самовоспитание профессионально важных качеств.

 Для выявления сознательного отношения к выбору профессии и факторов, определяющих его сформированность, автором совместно с НИИ педагогики - лабораторией профориентации и трудового обучения, старшими научными сотрудниками, кандидатами педагогических наук М. П. Тименко и Г. Е. Левченко проведен констатирующий эксперимент в школах Житомирской, Киевской, Ровенской и Львовской областей.  Выявление подобных закономерностей в профессиональном самоопределении и сознательном отношении к выбору профессии стало исходным этапом в определении И а разработке системы педагогических средств эффективного формирования у старших подростков сознательного отношения к выбору профессии.

 Всего исследованиями было охвачено 500 учащихся 7-8 классов.  В эксперименте проведен анкетный опрос, проанализированы задачи по определению уровня самооценки.  Кроме того, проведены беседы группового и индивидуального характера, в процессе которых собраны данные о различных аспектах профессионального самоопределения учащихся и их отношение к этой проблеме в целом.

 Проанализированы 500 анкет, основой которых стала система показателей, отражающих степень осознанности личностного и общественного значения профессии, наличие системных профориентационных знаний о выбранной профессии, характерные особенности профессиональных планов, самооценки.

 Анализ ответов на вопрос "Почему обществу не безразлично, правильно ли ты выбрал профессию?"  показал, что большинство учащихся не осознает значения правильного выбора профессии для развития общества.  70% школьников вообще ничего не ответили на этот вопрос, 30% - частично понимают значение выбора профессии для общества, но дают в основном обобщенный ответ: "От этого зависит богатство страны"; "Чем больше будет человек приносить пользы обществу - тем больше его благосостояние ".

 Личностное значение выбора профессии школьникам более понятно.  Почти все они видят в правильном выборе профессии источник личного благосостояния и счастья.

 Таким образом, выявлено противоречие между почти незнанием общественного значения правильного выбора профессии и обобщенным знанием его личностного смысла.

 Обнаружена гетерогенность в знаниях не может способствовать возникновению побудительного мотива к профессиональному самоопределению, формирование социально значимых мотивов выбора профессии.

 Стоит отметить, что молодежь при подготовке к выбору профессии предпочитает чтению научно-популярной, художественной литературы, просмотра фильмов с соответствующей тематики, а также обстоятельному изучению предметов, важных для освоения профессии.  Особенно стоимостным для выбора профессии является получение информации от родителей, друзей, знакомых.  Практика также подтверждает, что выбор профессии зависит от того, какие учебные заведения есть в регионе вблизи места жительства.  Этот фактор остается основным, кроме того, учитывается возможность поступления на государственную форму обучения (бесплатной) или за соответствующую плату, которая устанавливается отдельными учебными заведениями очень велика.

 Мы считаем, что поиск лучших направлений профконсультационные деятельности с учащейся молодежью в общеобразовательных учреждениях ведет к сознательному выбору профессии, морального удовлетворения личности и в конечном итоге - приносит пользу обществу.

 Правильно организованная Профконсультационная работа является важнейшим фактором формирования осознанного, обоснованного выбора профессии.  Результативность профконсультации во многом зависит от того, как общая целевая установка конкретизируется в задачах, содержании и методах осуществляемой работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также уровня осведомленности ученика о выбранной профессии.

 Ведущее место в перестройке системы подготовки молодежи к труду в рыночной экономике должно принадлежать оптимизации профессионального самоопределения, критерием которого является сознательный выбор профессии и осознание своего места в обществе.  При условии, если работают отрасли производства, идет процесс воспроизводства средств производства и создание материальных благ для рынка.  Рыночная экономика набирает развития на конкурентной основе, то требует от образовательных учреждений подготовки специалистов различных направлений деятельности.

 Для решения таких проблемных задач целесообразно в общеобразовательных учреждениях ввести курс "Профориентация", проведение поэтапных профконсультаций (дифференцированный подход) о рынке и его инфраструктуру, необходимые современному обществу профессии.  Это дало бы возможность проводить учет особенностей действующих объективных и субъективных факторов, влияющих на учащуюся молодежь, а также знакомить и изучать различные направления профессий, их значение в обществе, потребности в специалистах данной профессии на рынке труда в регионе.  Следует разъяснять, что подготовка специалистов одного направления создает для них трудности в трудоустройстве после окончания учебного заведения, а порой сразу требует переквалификации, нового процесса обучения, с дополнительными затратами средств как для личности, так и для государства.  Туи выгода ИИ.Иькы для коммерческих учебных заведений.

 Стоит отметить, что старшеклассники больше осознают значимость выбора профессии, у них постепенно формируются ценностные представления о праию, что способствует сосредоточению внимания на выборе профессии при целеустремленной профконсультационные деятельности.

 Главная цель проведения профконсультаций общеобразовательными учреждениями в нынешних условиях - это повышение эффективности подготовки молодежи к осознанному выбору профессии, на которую есть большой спрос на рынке, а также ориентирование молодежи на дальнейшее профессиональное обучение.

 Исходя из этой цели, следует выделить такие направления профконсультации:

 - Изучение индивидуальных интересов и наклонностей учащихся, их целенаправленное развитие;
 - Формирование у школьников общественно значимых мотивов выбора профессии:
 - Консультирование учащихся по вопросам продолжения образования, выбора профессии и трудоустройства.

 В большинстве школ Украины в нынешних условиях профконсультация характеризуется следующим направлениям:

 - Целенаправленная плановая работа со старшеклассниками по изучению и развитию профессиональных интересов;
 - Участие старшеклассников в производительном труде непосредственно на различных видах предприятий;
 - Консультирование учащихся по вопросам продолжения образования, выбора профессии и трудоустройства.

 Профконсультация из воспитательного стороны имеет два аспекта.  Во-первых, это воспитательное воздействие на профессиональные интересы молодежи, то есть содействие формированию у нее позитивных мотивов выбора профессии, обеспечивающие согласованность интересов личности и общества.  Во-вторых, профконсультация характеризуется воспитательной направленностью.

 Выбор профессии - это сложный процесс, на который влияет множество факторов, а именно:

 - Макросреда, действующей на мотивы выбора профессии;
 - Личностные особенности: мотивы, интересы, склонности, способности, уровень их качеств, уровень образовательной и профессиональной подготовки;
 - Потребности народного хозяйства в кадрах, характерные требования к профессии.

 Учет названных факторов - необходимое условие хорошо организованной профконсультации.  Ведь это повышает уровень свободного профессионального самоопределения личности, а также вероятность правильного выбора профессии.

 По нашему мнению, профконсультации в школах целесообразно проводить в рамках единой системы с использованием дифференцированного подхода, сводится к следующим семи этапов:

 1.  Предыдущая (подготовительная) профконсультация - осуществляется в школе учителями, методистами по профориентации.  Они, ознакомившись с первыми профессиональными намерениями учащихся, обсуждают, насколько рациональны эти намерения, на сколько соответствуют успеваемости, интересам, склонностям, состояния здоровья, характера учеников.  Тогда с выводами обсуждений во время индивидуальных бесед знакомят учеников, одобряют их выбор и рекомендуют для ознакомления с профессиональными материалами.
 2.  Информационно-справочная консультация - это компонент системы профконсультации, который с учетом результатов предварительного этапа на информационно-профессиографических материалах (сведения о потребности базовых предприятий района, города, области, государства в целом в кадрах, правила приема и требования обучения в высших учебных заведениях и т.п.) знакомит учащихся с определенной группой профессий, углубляет и корректирует их знания в направлении выбранных профессий.  Здесь следует отметить, что потребность сейчас в кадрах на предприятиях является особенно неблагоприятной: значительное сокращение работников, безработица, предложение работников превышает спрос в десятки раз.  Это осложняет профессиональную ориентированность молодежи.
 3.  Начальная формирующая профконсультация предназначена для углубления знаний учащихся о профессиях, полученных на предыдущих профконсультации, формирование у них элементарных умений по данной профессии (профиль обучения в школе), например: швеи, бухгалтера, оператора и т.д..
 4.  Уточняющая профконсультация - это совокупность мероприятий, направленных на выявление соответствия знаний, склонностей и способностей ученика требованиям профессии, избираемый.  При относительно высокой степени соответствия корректирующая профконсультация не проводится.
 5.  Корректирующая профконсультация используя результаты предыдущих этапов и психолофизиологичних обследований, корректирует неточный или неправильный выбор школьника и направляет его на такую ​​деятельность, которая бы способствовала более точному выявлению его пригодности и призвания.
 6.  Основная формирующая профконсультация-предназначена для продолжения формирования у учеников знаний, умений и навыков по данной профессии, если такое формирование проводилось начальной формирующей профконсультация.  Основная формирующая профконсультация "подводит" старшеклассника к определенной профессии,
 7.  Контрольная профконсультация - ставит задачу уточнить, насколько правильно ученик выбрал профессию, проверить, хорошо проведенные корректирующие консультации, в ходе которых проверялись психологическая и физическая адаптации ученика, а также дает рекомендации относительно дальнейшего профессионального усовершенствования и правильного самоопределения.

 Таким образом, рассмотрены и рекомендованы нами психолого-педагогические аспекты профконсультационные подготовки молодежи к выбору профессии в общеобразовательных учебных заведениях дают основу формирования у старшеклассников готовности к выбору профессии.


онлайн игры